Москва, Февраль 28 (Новый Регион, Денис Фрунзе) – Традиционные «бумажные» издания стремительно теряют популярность и, как следствие, общественную значимость под мощным напором Интернета. Этот неоспоримый факт признается как данность в российском культурном сообществе, представители которого выражают тревогу в связи с этой тенденцией и обсуждают пути возвращения россиянам интереса к книге.
Именно этому вопросу было посвящено заседание круглого стола в издательстве «Известия», в работе которого приняли участие авторитетные эксперты в области филологии, литературы и книгоиздательства. Как передает корреспондент РИА «Новый Регион», большинство из участников дискуссии отметили, что снижение интереса к книге – процесс закономерный, противостоять которому весьма тяжело.
«В советское время нас называли самой читающей нацией, – напомнила присутствующим ведущая программы «Говорим по-русски» на радиостанции «Эхо Москвы» Ольга Северская. – Однако не стоит забывать, что в те годы хорошие книги являлись дефицитом, что подогревало к ним интерес общества. Многие просто покупали их, как престижный элемент домашнего декора».
По мнению Ольгой Северской, падение интереса к традиционной печатной книге негативно отражается на общем культурном уровне нации, так как Интернет, переманивающий часть читающей аудиторией не является полноценной заменой традиционным носителям из-за небрежности в подаче материала и захламленностью иным, совершенно нелитературным контентом.
По словам члена правления Российского книжного Союза Ольги Бородиной, нынешняя молодежь читает на порядок меньше своих сверстников 15-летней давности. «Я работаю в системе образования, и могу с уверенностью сказать, что нынешние молодые люди, которые приходят поступать в вузы, читают на 80% меньше, чем 15 лет назад, – заявила Бородина. – Это замечательно, что в обществе сегодня возникла дискуссия о путях возвращения интереса к чтению, что принимаются соответствующие программы и проводятся мероприятия, однако тенденция продолжаются. Книгоиздатели почувствовали ее первой: падали тиражи книг, сокращалось число посетителей библиотек, закрывались книжные магазины».
По мнению Бородиной, для того, чтобы вернуть интерес к печатной книге, сегодня уже недостаточно проводить соответствующую работу с детьми – проблема гораздо глубже. «В России выросло уже целое поколение молодых родителей, в семьях которых читать книги не принято, – считает Ольга Бородина. – Если ребенок видит, что его родители не читают книг, не видит перед собой их примера, ему трудно привить любовь к чтению в школе и, тем более, в институте».
Генеральный директор издательства «АСТ-Пресс» Сергей Деревянко, также принимавший участие в дискуссии, выразил мнение, что нынешнее снижение интереса к чтению во многом связано со сложными экономическими коллизиями, которые довелось пережить России за последние 20 лет. «Я считаю, что нельзя осуждать тех, кто не читал книг в 90-е, – уверен Деревянко. – Люди в это время выживали, им было не до чтения. Они не имели возможности покупать книги. Да что там книги – они даже не могли позволить родить себе детей».
По мнению Деревянко, несмотря на очевидный экономический рост последних лет, многим россиянам, живущим в разных уголках страны, книги до сих пор не по карману. «Российская глубинка до сих пор полностью отрезана от книги», – заявил он.
Тем не менее, участники дискуссии выразили несогласие с бытующим мнением, что нынешнее поколение молодежи, не имеющее привычки к чтению, деградирует. «Молодое поколение не деградирует, – считает Ольга Северская. – Есть понижение общего уровня культуры и образования, характерное для многих стран. К тому же надо учитывать, что выходит много низкопробной литературы, что не способствует поддержанию высокого культурного уровня».
По мнению Северской, общее понижение культурного уровня негативно сказывается и на традиционных носителях русского языка, которыми в современном обществе являются журналисты. «Журналисты, к сожалению, тоже стали читать меньше, – отметила Северская. – Очень часто обращаешь внимание, что неправильный, небрежный русский язык идет в эфир, а оттуда – и дальше в народ. Люди ведь традиционно воспринимают журналистов и дикторов, как беспрекословных авторитетов в области лексических норм».
Сергей Деревянко, в свою очередь выразил мнение, что, испортив русский язык, можно потерять свою национальную самоидентификацию. «Защита родного языка – это дело государственной важности, – заявил Деревянко. – Язык лежит в основе государственности и отношение к нему должно быть соответственное. На Украине во время выборов тема возрождения украинского языка лежала в основе предвыборных программ большинства партий, а ряд политических сил, имеющих поддержку среди русскоязычного населения, делали упор на повышение статуса русского языка в этой стране. У нас такого отношения нет. Если мы хотим сохранить пространство, завоеванное нашими предками, то мы должны правильно говорить на своем родном языке. С него начинается и наука, и культура», – отметил Сергей Деревянко.
По мнению Ольги Северской, о состоянии общества и путях развития страны можно уверенно судить по оборотам, часто используемым в устной и письменной речи. «Можно отметить тревожные тенденции, – заявила Ольга Северская. – Например, очень часто в речи и на письме используются метафоры войны. Журналисты пишут о том, что «ведется битва», «проходит линия фронта» и т.д., когда речь идет о совсем мирных вещах и процессах. Также часто используются метафоры медицинского характера. Говорят о «болезненных процессах» или о том, что «страна сидит на нефтяной игле». Все это не слишком обнадеживающие свидетельство того состояния, в котором находится российское общество», – отметила Ольга Северская.